
Андрей Горнов
Генеральный директор Getbrand
Основы создания логотипа
Логотип, как часть визуальной айдентики, выделяет продукт среди конкурентов, буквально отпечатывается на сетчатке и в памяти покупателей. И даже если потребители не купят продукт прямо сейчас, они запомнят его и, когда снова увидят этот товар на полке, он покажется им знакомым, а значит, безопасным для покупки. Люди всегда готовы доверять продуктам, которые уже где-то видели. Поэтому очень важно создать эффективный логотип, с которым будет ассоциироваться ваш бренд.
Прежде чем перейти к теории, следует обозначить главный принцип, который упускают многие производители:
Брендинг, создание логотипа и стратегии коммуникации должны быть коммерчески эффективными, то есть приводить к увеличению продаж.
Излишне креативный, сложный дизайн не запоминается, не увеличивает уходимость продукта с полки магазинов, а вложенные в его разработку деньги оказываются выброшенными на ветер.
При этом каждый предприниматель знает, что при наличии хорошего продукта важно выпустить новинку на рынок как можно быстрее, чтобы опередить конкурентов. Удастся ли это, если год сидеть и перебирать с агентством варианты логотипа или упаковки? Безусловно, нет. Решающими факторами здесь становятся выбор правильного брендингового агентства и собственное понимание того, какой результат вы хотите получить. Чтобы этого достичь, важно понимать основные критерии и правила создания эффективного логотипа.
Критерии коммерчески эффективного логотипа
Эффективный логотип должен обладать следующими характеристиками:
● Отражает стратегию компании через доступный для потребителей язык графических и цветовых решений;
● Создает и укрепляет доверие к бренду со стороны покупателей;
● Усиливает позиционирование бренда;
● Повышает конкурентоспособность. После первого положительного опыта использования товара или услуги потребитель выделяет понравившийся продукт среди аналогичных благодаря логотипу.
Цели логотипа
Разработка логотипа необходима для повышения индивидуализации и узнаваемости бренда и являет собой уникальный образ и шрифтовое решение, способное повысить результативность таких параметров, как:
● Запоминаемость. Например, персонажи, простые геометрические фигуры и символы, использованные в вашем логотипе, будут повышать запоминаемость и, соответственно, узнаваемость логотипа — все для того, чтобы легко и без усилий занять свое место в голове вашего потребителя;
● Уникальность. В мире всего семь нот, но очень много разных мелодий. Рассказывайте в логотипе суть вашего бизнеса и тогда это будет ваша уникальная история;
● повышение лояльности к бренду со стороны целевой аудитории;
● релевантность по отношению к основной стратегии бренда.
Данные факторы влияют не только на идентификацию компании, но и выполняют функцию позиционирования бренда, повышая его конкурентную силу в выбранной нише.
В основе создания логотип лежат следующие инструменты:
ШРИФТ, СИМВОЛ, ФОРМА, ЦВЕТ.
Давайте разберем каждый инструмент отдельно и поймем, какую каким образом он влияет на эффективность логотипа.
1. ШРИФТ ЛОГОТИПА
Шрифт — это один из мощных инструментов дизайна для разработки логотипа. Прежде всего необходимо понимать, что шрифт вам необходим для создания неповторимых и уникальных образов, также создать коммуникацию вашего бренда с вашей целевой аудиторией, что бы люди смогли понять смыслы вашего бизнеса. Шрифтами не надо «играться». Их просто нужно правильно применять понимая, когда и какой использовать.
● Например, у вас крупная компания, построенная на вертикальной иерархии, а у вас серьезные амбиции. Или вы хотите подчеркнуть ваш статус, основательность и стабильность, размах своего бизнеса, придать своему бренду больше значимости — используйте только заглавные буквы.
● Если компания основана на горизонтальной иерархии, и вы бы хотели подчеркнуть доступность товаров или услуг, легкого входа, дружелюбия и демократичности — используйте только маленькие строчные буквы.
● Если вы делаете, что-то руками или в вашем бизнесе бОльшая часть — это творчество, то что делает ваш продукт или услугу авторскими, а также вы бы хотели оставить доступность и дружелюбие в коммуникациях — используйте шрифты с рукописными начертаниями.
● Если вы предоставляете услуги или продаете товары премиум класса, но помимо статуса хотели бы сделать акцент на традиции, на которые вы опираетесь, то вам поможет использование каллиграфических начертаний.
● Если ваша суть — это скорость, быстрота, динамика. Вы предлагаете услуги, связанные с «быстрыми» бизнес-процессами, товары для спорта — используйте наклонные начертания.
2. СИМВОЛ ЛОГОТИПА
Символ — это древнейший инструмент для заключения смысла или построения образа для дальнейшей коммуникации с целевой группой.
Логотипы имеющие в своей архитектуре какие-либо символы на порядок заметнее и более запоминающееся, чем просто логотипы имеющее только шрифтовое написание.
● Очень часто символами становятся образы людей. Зачастую это основатели компаний или вымышленные традиционные образы, наделенные определенным характером, ценностями и поведением. Через эти характеристики и происходит коммуникация между брендом и целевой аудиторией.
● Символы, использующие образы животных не менее популярны, чем символы людей. Через образы животных можно наделить ваш бренд определенным характером.
● В корпоративном брендинге широко используются абстрактные графические символы. Благодаря ним можно создавать технологические, экологические и другие образы.
3.ФОРМА ЛОГОТИПА
Форма — мощный инструмент для построения логотипов обладающим сильным визуальным эффектом. И этот инструмент используется двумя способами: 1 логотип, встроенный в форму (закрытый логотип), 2 логотип, использующий форму.
Простые геометрические формы такие как круг, квадрат, треугольник акцентируют внимание и стимулируют запоминаемость намного выше, чем сложные абстрактные формы. Это правило работает вне зависимости какой способ вы выберете. Простое можно легко описать или представить. Поэтому если хотите, чтобы ваш логотип был заметным и запоминаемым — используйте простые геометрические формы.
Также эффективно, как геометрические формы, работают формы букв и орфографических знаков.
4. ЦВЕТ ЛОГОТИПА
Про цвет и цветовые соотношения можно говорить бесконечно насколько эти инструменты эффективны для создания логотипа. Есть теория как некоторые цвета влияют на психику человека. Но в нашей работе интересно, как цвета могут создавать настроение, формировать образы и как эффективно пользоваться этим инструментом, когда вы разрабатываете дизайн своего логотипа.
Чёрный.
Если у вас продукт «премиум» качества или вы развиваете ваш бизнес в сегменте Lux, то ваш логотип должен быть дорогим и строгим — вам подойдет чёрный цвет. Это цвет роскоши, шика, строгости и власти. Используя в написании только заглавные буквы, вы достигните своей цели.
Красный.
Если вы хотите выделиться, добавить больше страсти и эмоций в ваш логотип — используйте красный. Этот цвет отлично создан для этого.
Жёлтый.
Этот цвет, как никакой другой, подходит для передачи радости, теплоты, оптимизма, позитива, а также для передачи энергии в вашем логотипе. Его любят использовать люди творческие, креативные агентства для своей корпоративной идентификации, а также продукты, обладающие энергией и мощью.
Оранжевый.
Оранжевый дополняет жёлтый по настроению. Если вы хотите донести открытость и дружелюбность — этот цвет будет отличным решением. В нём очень много тепла и позитива. Для этого используйте строчные буквы.
Зелёный.
Рост, жизнь и гармония прочно ассоциируются с зелёным цветом. А также если вы хотите передать натуральность, свежесть и экологичность — зелёный это то, что надо!
Синий.
Хотите передать спокойствие и безмятежность? Построить доверие и передать надежность? А может вы технологичная компания? Синий — ваш цвет!
Фиолетовый.
Подчеркнуть собственную индивидуальность и передать изысканность, добавить таинственности и магии вам поможет фиолетовый цвет в логотипе.
Давайте рассмотрим процесс создания эффективного логотипа в пять шагов.
Первый шаг — определить, в чем состоят уникальность бизнеса и ценность для потребителя.
Именно эту информацию важно донести до потребителя через логотип. У вас не выйдет просто делегировать маркетологу или агентству разработку айдентики: вы получите бессмысленные картинки, которые сегодня вам нравятся, а завтра уже нет.
Давайте обратимся к опыту успешных мировых компаний. Их собственники четко понимали, какую миссию несет их бизнес, каковы его главные ценности для потребителя. Один из самых ярких примеров — Amazon. На логотипе компании стрелка от буквы A до Z доносит идею о том, что человек может найти в интернет-магазине абсолютно любые товары.
Если ваш подход к созданию айдентики «сделайте мне крутой логотип», то вы обречены на провал. Что значит «крутой»? Без понимания уникальности вашего бизнеса логотип не получится эффективным, поскольку каждая визуальная составляющая (шрифт, символ, форма и цвет) должен визуализировать идеи компании, помогать покупателям правильно их воспринимать.
Второй шаг — не стоит играть шрифтами, пробуя все возможные варианты.
Выберете тот, который подходит под позиционирование вашего бренда.
Третий шаг — логотипы, в которых присутствуют какие-либо символы, более заметные и запоминающееся. Возьмите за основу какой-то яркий образ и соотнесите его с ценностями компании.
Четвертый шаг — правильное цветовое решение создаст нужные образы и настроение у потребителя. Но здесь надо быть аккуратными и определить, подойдет ли вашему продукту такое стилевое решение.
Не забывайте, что цвет должен быть категорийным, так как черное молоко - это необычный способ привлечь аудиторию, который может оттолкнуть более традиционных покупателей. А за неудачный выбор предпринимателю пришлось платить дважды.
Используя правила, можно создать успешный логотип? Нет!
Если вам кажется, что теперь достаточно замиксовать базовые правила и получить коммерчески эффективный логотип, то вы ошибаетесь. Не получится, скажем, для бренда молока взять зеленый цвет, как символ экологичности, написать название строчными буквами, чтобы показать демократичность, и еще добавить образ коровы. Будет нелепица, которая потеряется на полке магазина.
Здесь кроется ключевой принцип — оценка коммерческой эффективности дизайна и логотипа до его создания или в случае необходимости ребрендинга.
Мы смотрим на полки глазами покупателя, анализируем, какие бренды на ней представлены, какую марку человек увидит первой. Цель такого аудита — определить лидеров в категории визуальных коммуникаций. Для этого используем наш авторский инструмент «Три слоя эффективности»®, который оценивает визуальный, контекстный и конверсионный слои упаковки.
После этого мы предлагаем клиенту наилучшее решение относительно логотипа, исходя из анализа полки, брифа и позиционирования бренда. То есть, действуем не вслепую «давайте создадим суперкреативный лого, которого еще не было в нише», а сразу работаем над будущей коммерческой эффективностью.
Какой сделать вывод?
Инструментов для разработки логотипа очень много. Не стоит гнаться за трендами, тщеславным желанием «сделать ярко» или абстрактными мыслями «пора бы обновить логотип, все меняют, и мы хотим». Важно рассказать о ключевых ценностях компании и продукта, правильно коммуницировать с агентством, чтобы оно превратило их в визуальную айдентику, которая будет понятна конечному потребителю и захватывать его внимание в первые же секунды. Только так вы создадите не только коммерчески эффективный логотип, но успешный брендинг.
В нашем портфолио много уже созданных эффективных логотипов, которые помогают брендам выделяться на рынке.
Поэтому мы с удовольствием поможем Вам разработать эффективный логотип соответствующий всем необходимым критериям.