Андрей Горнов
Генеральный директор Getbrand
Что такое брендбук и зачем он нужен?
Для любого бизнеса создание сильного бренда является ключевым шагом на пути к успеху. Один из необходимых инструментов для достижения этой цели — брендбук.
Брендбук (англ. brandbook, brand manual) — это документ, который содержит все элементы, необходимые для создания единого стиля бренда. В нем описываются цвета, шрифты, изображения, тон и стиль общения, которые должны использоваться во всех материалах, связанных с брендом.
Брендбук является инструментом, который помогает снизить затраты на проведение рекламных кампаний. Все элементы соответствуют единой концепции, что позволяет избежать необходимости придумывать заново элементы корпоративного стиля перед стартом новой активности. Брендбук также помогает сократить затраты на дизайн материалов, так как все элементы уже определены и могут быть использованы в соответствии с правилами, описанными в нем.
С помощью брендбука можно повысить корпоративную культуру в компании. Сотрудники могут познакомиться с символикой компании, ее философией, а также правилами применения элементов корпоративного стиля в работе: использование корпоративных цветов в документах, электронных письмах, визитках.
Под брендбуком часто понимают гайдлайн — подробное описание фирменного стиля, это не одно и то же, гайдлайн является частью брендбука.
Из чего состоит брендбук?
Логотип — один из самых важных элементов, является лицом бренда и должен отражать его ценности и личность. Создание логотипа — это сложный процесс, который требует проведения нескольких этапов: сбор команды, генерация идей. Затем отбираются лучшие предложения, и создается концепция логотипа. Из грубого наброска макет постепенно дорабатывается до финальной версии. После создания логотипа проводится проверка на соответствие вашему бренду. Дополнительно указывают величину охранного поля, которое представляет собой расстояние, необходимое оставлять пустым при размещении рядом с логотипом иных элементов дизайна, текстов и т. д. Правильное использование охранного поля помогает избежать ситуаций, когда логотип сливается с другими элементами дизайна или нарушается его узнаваемость.
Цвета и шрифты — раздел с элементами, которые помогают создать узнаваемый и запоминающийся бренд. Брендбук содержит набор фирменных цветов бренда, их допустимые сочетания и возможные оттенки, которые можно использовать в рекламных и других материалах. Каждый цвет дополнительно может сопровождаться специальным HEX-кодом (цифровым обозначением), чтобы исключить возможные ошибки. В документе также описываются допустимые шрифты и их размеры, которые могут использоваться в различных материалах. Это могут быть как стандартные системные шрифты, так и специально разработанные шрифты для вашего бренда. Цветовые сочетания и шрифты должны быть выбраны таким образом, чтобы создать единую идентичность бренда во всех его проявлениях. Это помогает узнаваемости бренда и повышению его доверия у потребителей.
Немаловажный раздел — tone of voice («голос бренда») , который описывает, какой тон и стиль общения использовать в различных ситуациях, какие слова и фразы допустимы.
Фирменные паттерны и графика могут быть частью брендбука для поддержания идентичности бренда. К ним относятся все графические элементы корпоративного стиля, такие как иконки, значки, паттерны и т.д. Паттерн представляет собой повторяющийся элемент корпоративного стиля, который можно использовать как для создания иллюстраций и печати брендированной продукции, так и в качестве фоновых изображений на сайтах.
Фирменные паттерны и графика должны быть разработаны таким образом, чтобы подчеркнуть идентичность бренда, но при этом быть достаточно гибкими, чтобы можно было использовать их с разными элементами дизайна.
Этапы разработки брендбука
Подготовительный этап создания бренда заключается в определении его ценностей, стиля и личности, которые нужно передать потенциальным клиентам. К тому моменту, когда вы начнете создавать брендбук, у вас уже должно быть позиционирование: необходимо задаться вопросами о целях и о том, как вы хотите, чтобы ваш бренд был воспринят.
1.Брифинг
Заказчик заполняет бриф с подробным перечнем вопросов о фирменном стиле и уже имеющихся наработках. Это позволяет узнать, нужно ли начинать работу с нуля или необходимо развить уже имеющиеся идеи. Профессиональные брендинговые агентства не мучают клиентов заполнением больших брифов, а проводят стратегические сессии и встречи, в рамках которых помогают выявить необходимую информацию.
2.Постановка ТЗ
Формируется техническое задание, которое содержит не только количество возможных вариантов логотипов и шрифтов, но и философию бренда, а также его цели и ценности. Это помогает определиться, на что можно опираться при подготовке материалов и как оценивать конечный результат.
3.Создание концепции.
Маркетологи и дизайнеры формируют несколько решений корпоративного стиля с учетом пожеланий клиента и требований ТЗ. Концепция позволяет быстро продемонстрировать основные наработки: шрифты, логотипы, исполнение на визитках и т. д. Если заказчик согласовывает предложенный ему вариант, то наступает следующий этап.
4.Развитие и финализация.
Утвержденную концепцию развивают в полноценный гайд по корпоративному стилю: прописывают логику, которой связаны все элементы, правила использования логотипов, возможные колористические решения, примеры на мокапах и т. д. Полученные данные собираются в презентацию, дополняются текстовыми комментариями и графикой. Готовый брендбук направляется заказчику для окончательного согласования.
Пример брендбука
Одним из из наших кейсов — разработка брендбука для компании «АГРОЭКО», в котором описана стратегия бренда, целевая аудитория, фирменные элементы дизайна упаковки.
В документе описаны все элементы бренда, от логотипа до цветов и шрифтов упаковки товара. Сегодня он помогает компании создавать единообразные материалы и поддерживать высокий уровень узнаваемости бренда.
Применение брендбука
Брендбук должен использоваться во всех материалах бренда: сайт, социальные сети, рекламные материалы, упаковка и т. д.
Качественно разработанный брендбук не только позволяет установить правила использования всех элементов бренда, а также создает единую стилевую концепцию, которая будет применяться во всех видах маркетинговой коммуникации. Это помогает укрепить имидж бренда, улучшить восприятие его продуктов и услуг, а также повысить лояльность потребителей.