Впечатлить или продать: нужна ли вашему продукту креативная упаковка
25 марта, 2021
Андрей Горнов
Генеральный директор Getbrand

Впечатлить или продать: нужна ли вашему продукту креативная упаковка

Производители FMCG-товаров проходят сложный путь и несут значительные издержки, прежде чем они смогут вывести продукцию на полки магазинов. При этом затраты на ведение бизнеса и расходы на выпуск товаров каждый год растут, а торговые сети снижают закупочные цены. Конкуренция в мире перепроизводства становится все острее, и чтобы получить прибыль, компаниям нужен сильный бренд.

Бизнесу следует сконцентрироваться на трех его элементах: ценности, продукте и коммуникации. Однако FMCG-компании редко уделяют внимание последней, забывая, что их товар на полке всегда окружен продуктами конкурентов. Один из способов коммуникации с потребителем, который позволит бренду выделиться, — упаковка.
Дизайн упаковки — единственная точка контакта вашего продукта с покупателем, способная увеличить валовую прибыль. Существует два подхода к его разработке: креативный и коммерческий.

Креативный дизайн

Отлично справляется с задачами:

  • В сегменте моды и красоты. Вспомните оригинальную и продуманную до мелочей упаковку Dsquared2. Увидев ее, потребитель сразу понимает, за что он платит деньги, покупая дорогой бренд одежды.
  • В некоторых консервативных категориях. Например, вина Старого света обычно разливают в одинаковые бутылки с классическими этикетками, на которых изображены шато или виноградная лоза. Чтобы отвоевать свою нишу на рынке, производители из Латинской Америки, США, Австралии и ЮАР стали ориентироваться на другую аудиторию и использовать более яркую упаковку.
  • Если нужно создать хайп вокруг продукта.
В остальных сферах бизнеса креативный дизайн — ловушка. Он нацелен на новаторов и трендсеттеров, которых среди потребителей FMCG-товаров мало. Выбирая слишком творческую упаковку, компания не встает на позицию покупателя, а значит лишает себя прибыли.

Кейс Muffinteeny

Рекламное агентство Jekyll&Hyde по заказу кондитерской компании «Дигуста групп» разработало бренд Muffinteeny. Чтобы привлечь аудиторию молодых родителей, маффины решили сделать цветными. Еще сильнее выделить продукт должна была черно-белая упаковка с героями мультфильмов, стилизованных под персонажей Disney 1930-х годов.

Об упаковке много писали на профессиональных ресурсах, ведь эта идея была необычной и стильной. Производитель рассчитывал, что с таким креативным дизайном продукт обязательно выстрелит. Но продажи не пошли. Проблема в том, что упаковка не давала представления о содержимом, и покупатель не мог понять, что внутри находятся маффины. На фоне черно-белых пакетов лежащие рядом на полке 7 Days с изображением разломанного круассана, из которого втыкает начинка, выглядели более привлекательно. В итоге упаковку Muffinteeny сделали более традиционной. Редизайн упаковки мини-маффинов «Muffinteeny» был выполнен бренд-дизайнером Рамилем Зиннатуллиным.

И таких примеров креативной упаковки, которая негативно влияет на продажи, довольно много. Вспомнить хотя бы распиаренный кейс с дизайном «Брянского молочного комбината». Его тоже позиционировали в СМИ, как успешный, современный и оригинальный. С точки зрения креатива и творцов — это действительно сильно. Но не заложенная ценность в главную точку контакта с потребителем привела к тому, что продукция продается в дискаунтерах. Всегда важно помнить, что даже если упаковка выделяется на полке, но не понятна покупателю, он никогда не приобретет продукт.

Коммерческий дизайн

Этот подход помогает бизнесу увеличить продажи с помощью дизайна. В агентстве Getbrand мы создаем упаковку, используя собственную методику «Три слоя эффективности». Она позволяет разложить дизайн на отдельные слои и оценить каждый из них по шкале от 0 до 10. Сумма баллов отражает результативность отдельных элементов и указывает на эффективность дизайна в целом.

Мы выделяем три основных слоя:

1. Визуальный. Первое, на что покупатель обращает внимание. Объект должен выделяться по сравнению со средой, быть контрастным, притягивающим даже боковое зрение или рассеянный взгляд. Этот слой помогает потребителю легче воспринимать информацию и замечать нужное в большом потоке данных.
Основные параметры для оценки:

  • Продукт выделяется на полке магазина среди конкурентов;
  • Потребителю просто заметить и запомнить логотип;
  • Информация на упаковке легко считывается;
  • Дизайн соответствует категории товара;
  • Есть фуд-зона (демонстрация продукта либо пример сервировки);
  • Выделена зона с преимуществами продукта.
2. Контекстный. Раскрывает смыслы и объясняет, в чем польза от вашего продукта или услуги, каких ценностей придерживается бизнес.
Основные параметры для оценки:

  • Заметное название категории;
  • Есть информация о характеристиках продукта;
  • Инструкции по применению или приготовлению написаны крупным шрифтом и понятным языком;
  • Указаны данные об обратной связи с производителем.
3. Конверсионный слой транслирует информацию о том, зачем потребителю ваш продукт или услуга. В дизайне упаковки важно совместить как рациональную выгоду (факты, цифры), так и эмоциональную: что покупатель почувствует от контакта с товаром.
Основные параметры для оценки:

Есть понимание, зачем потребителю покупать ваш продукт (в коммуникации дизайна упаковки раскрыт ответ на вопрос, почему покупатель должен купить именно ваш продукт);
Раскрыто уникальное товарное предложение бренда или продукта;
Сформировано предложение для потребителя.
Оценив все параметры трех слоев, заказчик может понять, насколько эффективен каждый элемент упаковки.

Кейс Epica

Несмотря на большую концентрацию конкурентов в зоне йогуртов, бренд Epica заметен на полке даже с большого расстояния. Крупное изображение фрукта по размеру банки и большой двухуровневый логотип Epica в темно-синем прямоугольнике создают образ, который легко запомнить. Это указывает на сильный визуальный слой .

Контекстный слой — «йогурт, натуральный состав». Понятно и соответствует запросу покупателей, говорит о ценностном предложении и пользе.

Конверсионный — «много белка, 120 ккал». Это прямая рациональная выгода от потребления продукта..

Заключение

Покупатель находится в постоянном информационном шуме, ему приходится выбирать нужный продукт из сотен других. В то же время производители всеми силами стараются не потерять прибыль, не получить кассовый разрыв и сохранить при этом качество продукта. Неочевидный для многих предпринимателей способ увеличить выручку — наладить правильную коммуникацию с потребителем в местах продаж.

Креативный дизайн может сработать в определенных ситуациях, но если цель бизнеса — не потратить впустую усилия по выходу в торговые сети, то дизайн должен быть коммерческим и детально проработанным с позиции потребителя и прибыли.

Читать далее

/articles/my-pobediteli-pentawards-shanghai-2010/
/articles/andrej-gornov-rasskazal-o-kobrendinge-na-dne-brendinga/
/articles/andrej-gornov-rasskazal-o-zhenshhinah-kak-o-glavnyh-pokupatelyah/
/articles/dizajn-upakovki-kto-nash-pokupatel-chast-1/
/articles/nashe-vystuplenie-na-expopriority-2011/
/articles/s-novym-godom/
/articles/my-na-konferenczii-prodekspo-2012/
/articles/my-na-konferenczii-marketing-one/
/articles/strategiya-brenda-chast-2/
/articles/kobrending-ili-kogda-dva-luchshe-chem-odi/
/articles/s-novym-2013-godom/
/articles/razrabotannyj-nami-brend-selo-zelenoe-voshel-v-rejting-rossijskih-brendov-2012-provodimyj-forbes/
/articles/andrej-gornov-vystupil-na-konferenczii-rynok-syrov-v-rossii-i-v-mire/
/articles/dizajn-upakovki-chast-3-instrumenty-so/
/articles/andrej-gornov-rasskazal-ob-innovacziyah-na-xxi-mezhdunarodnom-sammite-torgovlya-v-rossii/
/articles/intervyu-andreya-gornova-otraslevomu-resursu-rynok-detskih-tovarov/
/articles/c-novym-mmxiv-godom/
/articles/territorialnyj-brending-otkrytaya-lekcziya-v-vysshej-shkole-brendinga/
/articles/den-brendinga-ekspoczentr-2014/
/articles/getbrand-mir-detstva/
/articles/forbes-again/
/articles/6-trends-italupak/
/articles/den-brendinga/
/articles/100-frankov/
/articles/open-day-at-high-school-branding/
/articles/don-bidon-top-50/
/articles/andrey-gornov-ikra-2015/
/articles/american-design/
/articles/andrey-gornov-getbrand-rosupack-2015/
/articles/pentawards-2015/
/articles/top-marketing-2015/
/articles/alyona-pankratova-v-zhyuri/
/articles/ny2016/
/articles/ital-upack-2016/
/articles/trendy-na-kotoryh-zarabatyvayut-prodekspo-2016/
/articles/16-forum-trademarketing/
/articles/thedieline-awards-2016/
/articles/idea-2016/
/articles/s-novym-2017-godom/
/articles/discussion-comunication/
/articles/den-brendinga-2017/
/articles/vystuplenie-andreya-gornova-na-konferencii-brandbusiness/
/articles/andrey-gonov_conference_habarovsk/
/articles/andrej-gornov-i-valeriya-pshenisnova-ob-uspexe-epica-na-marketing-1/
/articles/forum-upakovka-2018/
/articles/kak-sdelat-uspeshnyj-molochnyj-brend/
/articles/sovmestnoe-vystuplenie-andreya-gornova-i-antona-romanova-volga-ice-na-prodekspo-2018/
/articles/novye-instrumenty-razrabotki-brenda-ot-andreya-gornova/
/articles/kak-dobitsya-maksimalnoj-effektivnosti-v-kommercheskix-prostranstvax-siyum-2018/
/articles/postroenie-loyalnosti-k-brendu-andrej-gornov-na-marketing-point/
/articles/tata-krylova-wordshop/
/articles/lavka-lado-pentawards/
/articles/kak-redizajn-brenda-sonya-rose-uvelichil-prodazhi-kukol-v-neskolko-raz/
/articles/kak-sdelat-effektivnyj-dizajn-upakovki/
/articles/kak-postroit-uspeshnyj-brend-opyt-getbrand-nielsen-ehrmann-mistral/
/articles/kriterii-uspeshnogo-brenda/
/articles/getbrand-poluchili-2-premii-wina-festival/
/articles/prodauchaya-upakovka/
/articles/gornov-sostav-interview/
/articles/prognoz-prodazh/
/articles/kak-perezapustit-sovetskij-brend/
/articles/kak-sozdat-effektivnyj-brend-v-kategorii-detskix-tovarov/
/articles/ocifrovannyj-brending-kak-rasschitat-effektivnost-upakovki/
/articles/dizajn-upakovki-klyuchevye-parametry/
/articles/trendy-v-dizajne-na-2020-god/
/articles/kak-propitat-duxom-brenda-vsex-sotrudnikov/
/articles/innovacionnyj-podxod-vs-tradicionnyj-kakoj-podxod-effektivnee/
/articles/a-nuzhen-li-brend-na-liczenzionnom-rynke/
/articles/kak-uvelichit-prodazhi-pri-pomoshhi-brendinga-household-expo-2021/
/articles/prodekspo-2021/
/articles/prezentatsiya-knigi-metod-getbrand/
/articles/statya-5-strategiy-sozdaniya-stm-ipls-2021/
/articles/kak-uvelichit-chastotnost-pokupki-blagodarya-dizaynu-shkola-marketologa/
/articles/kak-sozdat-brend-na-rynke-badov-bad-expo-2021/
/articles/8-pravil-bezuprechnoy-reputatsii-brenda-prodekspo-2022/
/articles/chto-v-dizayne-upakovki-vliyaet-na-prodazhi-household-expo-2022/
/articles/kak-brendam-zarabotat-na-produktakh-s-ispolzovaniem-polimernoy-upakovki-rosupack-2022/
/articles/bystro-i-bez-perfektsionizma-kak-zapustit-novyy-brend-v-krizis/
/articles/kak-otlichit-torgovuyu-marku-ot-brenda/
/articles/andrey-gornov-effektivnyy-dizayn-rozhdaetsya-na-styke-kreativa-i-kategoriynosti/
/articles/territoriya-pozitsionirovaniya-kak-ee-opredelit-i-zarabatyvat-bolshe/
/articles/packaging-design-awards/
/articles/trendy-khlebnoy-upakovki-v-2023-godu/
/articles/ambassadory-v-mire-brendov/
/articles/mudbordy-v-dizayne/
/articles/chto-takoye-brendbuk-i-zachem-on-nuzhen/
/articles/aydentika-i-vizualizatsiya-brenda/
/articles/maskot-kak-sposob-kommunikatsii-s-pokupatelem/
/articles/chto-takoe-riteyl/
/articles/rebrending-eto-ne-prosto-tak/
/articles/merch-v-sovremennom-marketinge/
/articles/article-product-utp/
/articles/article-brand-definition/
/articles/kak-otlichit-torgovuyu-marku-ot-brenda_xwuh/
/articles/chto-takoe-brending/
/articles/kak-sdelat-upakovku/
/articles/strategiya-brenda/
/articles/kak-upakovka-vliyaet-na-prodazhi/
/articles/pochemu-brend-eto-ne-tolko-logotip/
/articles/brendbuk-vs-logobuk-chto-eto-i-v-chem-raznitsa/
/articles/pyat-glavnykh-oshibok-pri-razrabotke-brenda/
/articles/pozitsionirovanie-v-brendinge/
/articles/metody-marketingovykh-issledovaniy-v-brendinge/
/articles/chto-takoye-kommunikatsionnaya-strategiya/
/articles/chto-takoe-lichnyy-brend-ego-sostavlyayuschie-i-sozdanie-po-etapam/
/articles/chto-takoye-logotip-zachem-on-nuzhen-i-kak-ego-pravilno-sozdat/
/articles/kak-pridumat-nazvanie-brenda/